Заикание – путь длиною от Аристотеля до клинических испытаний

В современном мире заикание распространённое заболевание. Им страдают и взрослые, и дети. У первых же эта патология затягивается с детства, в дальнейшем могут прибавляться психологические расстройства, связанные со страхом общения.

Причины заикания

Причин появления заикания может быть несколько:

  1. Физиологические – логоневроз часто проявляется вследствие родовой травмы. Большую роль играет генетическая предрасположенность. Заболевания глотки, гортани, носа также часто выступают причинами возникновения патологии из-за нарушения подкорковых отделов мозга. Истощенная нервная система после перенесения сложных инфекционных болезней часто вызывает проблемы с речью.
  2. Психологические – сильное эмоциональное потрясение, детские страхи, нападение животных часто провоцируют проблемы с речью.
  3. Социальные – дефект проявляется из-за неправильного формирования речи ребенка. Когда он начинает быстро говорить, возникает нарушение произношения звуков. Несоответствие информационной нагрузки возрасту малыша также может вызывать логоневроз. Кроме того, болезнь появляется при слишком строгом отношении родителей к своему ребенку.

Нарушение речи особо проявляется при переутомлении, когда ребенок болеет. Имеют значение даже время года и питание малыша. Заикание учащается при росте зубов и в переходном возрасте.

Подростковый кризис

Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

Подростковый кризис

Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

Признаки и симптомы

Распознать проблему поможет внимание родителей к речи маленького человечка. Нередко заикание можно распознать на раннем этапе, справиться с проблемой довольно быстро.

Общие признаки:

  • перед началом каждой фразы ребёнок замолкает, долго выбирает слова;
  • во время разговора малыш внезапно умолкает, долго не соглашается общаться («перерыв» длится 2–48 часов). После молчания ребёнок говорит быстро, часто путается, заикается;
  • лишние звуки перед отдельными словами – ещё один признак логоневроза. Прислушайтесь, как говорят сын или дочка. Звуки «а», «о», «и», часто повторяющиеся отдельно от слов, должны насторожить.

При судорогах нёба, языка, гортани, брюшной полости и диафрагмы развиваются речевые проблемы:

Признаки и симптомы
  • появляется вынужденная пауза, звуки затягиваются (г….олова, миш…ка);
  • звуки удваиваются. В тяжёлых случаях повторяются слоги и слова (Ж-Ж-жучок, кА-кА-картошка, мама-мама и так далее);
  • у некоторых деток проявляется смешанное расстройство, развиваются все виды нарушений.

Логоневроз отрицательно влияет на поведение малыша, провоцирует проблемы в социуме:

  • при заикании изменяется выражение лица, нередко появляется нервный тик, ребёнок гримасничает;
  • часто возникают различные фобии, агрессивность, раздражительность. Многие детки становятся плаксивыми, капризными;
  • повышенное внимание при неправильном произношении звуков, слов мешает свободному общению, ребёнок стесняется дефекта, боится выглядеть смешно. Постепенно исчезает желание общаться, появляется замкнутость не только на людях, но и в кругу семьи. При тяжести случая детки боятся общества, под любыми предлогами отказываются от общения со сверстниками/взрослыми.

Заикание в возрасте 2–3 года

Уважаемые родители! Обратите внимание на следующие признаки развивающегося логоневроза:

  • во время разговора ребёнок часто напрягается, делает паузу;
  • если не получается произнести сложное слово, то появляется дрожание губ, глаза «бегают» из стороны в сторону;
  • ребёнок нервничает, что не может произнести слова, как положено, машет руками, сжимает кулачки, переступает с ноги на ногу;
  • малыш даже после двух-трёх лет проглатывает окончания, говорит невнятно, очень быстро, иногда долго думает над следующим словом.
Читайте также:  Неврологические осложнения коронавируса и COVID-19

Логоневроз в 4–5 лет и позже

Признаки и симптомы

При отсутствии лечения заикание прогрессирует. Если проблема возникла после четырёх лет, избавить дошкольника от логоневроза намного сложнее. Подросшие детки понимают, что отличаются от сверстников, стесняются своей речи. Основная проблема – нарушение психоэмоционального развития.

Кроме симптомов, характерных для двух – трёхлетних деток, появляются новые признаки:

  • речевой аппарат развит, ребёнок поддерживает разговор, но произношение многих слов даётся с трудом, усиливаются судороги голосовой щели, языка;
  • маленький пациент сильнее заикается, страдает от этого, стесняется неправильных фраз, излишнего внимания. При разговоре дошкольник бледнеет, краснеет, часто потеет от волнения;
  • при отсутствии адекватной реакции со стороны родителей, нежелании водить сына или дочку к логопеду, проблема усложняется. Ребёнок отказывается говорить на людях, не участвует в мероприятиях, выбирает игры, в которых не нужны друзья;
  • гости, друзья родителей, шумные посиделки, частые визиты бабушек – дедушек вызывают излишнее эмоциональное напряжение, заставляют ребёнка искать поводы, лишь бы не общаться;
  • при сложной обстановке в семье, постоянных окриках, одёргиваниях, настойчивых требованиях «говорить правильно и быстро» заикающийся ребёнок постепенно замыкается в себе. В школе такие детки часто стесняются отвечать на вопросы перед всем классом. Нередко молчуны считаются неуспевающими учениками.

Методы лечения заикания дома

Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путям коррекции:

Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности. Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются. Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

  • Дыхательные занятия.

Часть коррекционной работы, направленная на упражнения для диафрагмы и голосовых связок. Такие упражнения позволяют стать голосу и речи свободнее. Тренировка диафрагмы помогает сделать голосовые связки становятся более эластичными, благодаря чему при разговоре плотно смыкаются. Комплекс дыхательных упражнений завершается заданиями для релаксации.

  • Точечный массаж.

Методы нетрадиционной медицины в комплексе с другими путями коррекционного влияния, способны положительно влиять на логоневроз у ребенка. С помощью регулярных курсов точечного массажа, которые определяются особенностями протекания и сложность заикания, можно восстанавливать нервную регуляцию речи. Что помогает корректировать и устранить ее дефекты.

  • Компьютерный подход.

Специальный разработанный комплекс компьютерных программ позволяют добиться синхронизации работы слухового и речевого центров. Лечение логоневроза с помощью компьютера проводится следующим образом: пациент повторяет слова и предложения в микрофон, а программа задерживает его речь, воспроизведя чуть позже. Услышав свой голос, ребенок подстраивается под его звучание. Постоянные занятия с компьютерными программами способны улучшить темп речи, сделать ее плавной и непрерывной.,

Классификация заикания

В семидесятые годы врачи определили две разновидности заикания:

  • Невротическое.
  • Неврозоподобное.

Расстройства могут различаться по этиологии и патогенезу. Неврозоподобное заикание возникает из-за органического воздействия на нервную систему, проявляется медленно, без отчетливых причин, поражает малышей от 3 до 5 лет. Это может стать следствием токсикоза у матери, есть угроза выкидыша, возникновения кислородного голодания у развивающегося плода, наблюдается действие других наследственных факторов.

Классификация заикания

Невротическая разновидность возникает у малышей без проблемы с внутриутробным развитием. Дети развиваются в соответствии с нормальными ритмами роста организма. Болезнь проявляется в раннем возрасте, когда интенсивно начинают проявляться процессы мышления, ребенок энергичнее познает мир, поэтому его речевая функция усложняется. В кратчайшие сроки малыши усваивают большое количество новых слов и понятий, их произношение становится более сложным, используются продолжительные речевые обороты, словарный запас расширяются.

Темп речи может быть ускорен, малыш пытается говорить быстрее, захлебывается словами, произношение недостаточно внятное, некоторые слоги заглатываются. Психика отличается лабильностью. Наблюдается высокий уровень впечатлительности, робость, застенчивость. Таких детей часто что-то тревожит. Заикание слишком острое, внезапное.

Процесс обуславливается психологической травмой, каким-то событием, подвергшим ребенка шоковому состоянию. Это может быть сложное заболевание, гибель кого-то из родных, испуг, иногда меняются обычные стереотипы поведения. На детей может воздействовать продолжительный психотравмирующий фактор, ошибки родителей при воспитании, постоянные конфликты в семье.

В подобных ситуациях нужно постараться наладить взаимодействие с малышом, добиться того, чтобы он успокоился, обеспечить любвеобильную, дружелюбную, бесконфликтную обстановку, создать у малыша чувство безопасности. В семье необходимо стабилизировать психологический климат. Родителям придется в кратчайшие сроки обратиться к логопеду, помогающему в решении подобных проблем. Медикаментозный способ терапии заикания зачастую не приносит желаемых результатов.

Проблемы с произношением, как и другие виды патологии, требуют правильной диагностики, своевременного лечения. Для этого принимаются во внимание сведения из анамнеза в медицинской книжке малыша, проводится дифференциальный анализ с применением различных приспособлений. Диагностика выполняется логопедом, неврологом, иногда может работать психолог.

Классификация заикания

При обследовании малышей выявляются воздействие психологической травмы, полученной ранее. Изучаются особенности речи малыша, плавность, ритмичность. Выполняется неврологическая оценка, которая требуется для устранения органического генеза.

Читайте также:  ДЦП у взрослых, как вылечить последствия и жить самостоятельно?

Основные причины патологического процесса

Стоит конкретизировать механизмы. Причины важно знать, чтобы с одной стороны разработать грамотную стратегию профилактики. А с другой — помочь справиться с уже существующим заболеванием.

  • Принадлежность к мужскому полу

Как показывает статистика, мальчики более склонны к развитию патологического процесса в сравнении с девочками. По всей видимости, это связано с более поздним становлением речедвигательных функций. Девочки ввиду раннего развития, несут меньшие риски. Хотя вероятность патологического процесса все равно есть. Соотношение, по разным оценкам, составляет 3:1 в пользу представителей мужского пола. Есть некоторые разночтения в этих цифрах: кто-то указывает на большие показатели, пропорции.

  • Лабильность нервной системы

Или, если говорить проще, повышенная подвижность центральной нервной системы. Высшая деятельность характеризуется неустойчивостью. Объективно, лабильная нервная система проявляется резкими переменами настроения. Это заметно чуть ли не с пеленок. Сейчас ребенок улыбается, а уже через секунду — плачет и капризничает. В какой-то мере все дети склонны к такому поведению. Потому определить тип нервной системы до достижения 3-5 лет довольно трудно. Диагностика может быть осложнена.

  • Психотравмы

Психотравмирующие ситуации повышают вероятность патологического состояния в несколько раз. Сюда можно отнести все, что угодно: отсутствие матери в жизненно-важный период, наказание, насилие и прочие факторы. Подобные причины развития заикания не корректируются вообще. Остается бороться с последствием. Согласно медицинской практике, удается это с переменным успехом. Нужен хороший, квалифицированный логопед-дефектолог.

  • Леворукость

Левши мало отличаются от прочих людей. Но на фундаментальном уровне, смена «ролей» структур головного мозга приводит к выраженной дисгармонии во взаимодействии полушарий. Результатом становится недостаточно равномерное перераспределение нервного импульса. Человек, страдающий заиканием, не обязательно левша. Но левша чуть ли не в 30-40% случаев — человек с заиканием. Хотя возможны и латентные, «спящие» формы расстройства, которые ждут своего часа.

  • Позднее начало речи

В первые несколько лет жизни формируются правильные паттерны распределения нагрузки на головной мозг, стимуляции речевого аппарата. Постепенно, движения и артикуляционные позиции становятся автоматизмами, человек принимает их без участия сознания и волевого усилия. Патологический процесс начинается, если в первые три года жизни ребенок не освоил базовые речевые навыки. Чем дальше — тем выше вероятность аномального состояния. И тем труднее будет коррекция в будущем.

  • Раннее развитие навыков говорения

Речь идет о развитии неправильных артикуляционных позиций. Дети, которые начинают говорить раньше сверстников (то есть, примерно к полутора-двум годам) не имеют достаточного опыта говорения. Зато очень любят рассказывать, общаться с родителями. Поспешность как раз и приводит к патологическому процессу.

  • Отягощенный анамнез

О нем уже было сказано ранее. Генетическая предрасположенность, неблагоприятная наследственность. Вероятность развития патологического процесса изначально выше, чем у прочих людей. Нивелировать все риски можно только в том случае, если будет предпринято достаточно мер для профилактики расстройства.

  • Изоляция

В этом случае речь идет о варианте психической травмы. Молодой пациент должен иметь достаточное количество социальных контактов. Родителями дело ограничиваться не может. Нужно общение со сверстниками. Это позволяет развить социальные навыки, обеспечить достаточный речевой опыт. Еще хуже дело обстоит, если и сами родители, взрослые родственники не хотят слушать ребенка, заняты своими делами. С одной стороны, возникает сильная стрессовая ситуация. С другой — не хватает практики говорения, чтобы отработать артикуляционные навыки, натренировать речевой аппарат.

Диагностика

Чтобы узнать, почему ребенок заикается, нужно записаться на прием к врачу-неврологу. В логопедии классификация патологии осуществляется с учетом причин возникновения, что выясняется при помощи диагностики, это позволяет эффективно бороться с речевыми расстройствами. Диагноз ставят на основании данных анамнеза и клинической картины. Основные инструментальные методы:

  • Электроэнцефалография.
  • Электромиография.
  • МРТ, КТ.
Диагностика

В ходе визуального осмотра оценивается состояние мышечных структур, тонкая моторика и двигательная активность в целом. Параллельно исследуется уровень слухового и зрительного восприятия. Показаны консультации офтальмолога и отоларинголога.

Что такое логоневроз

Сегодня я расскажу вам о логоневрозе, не все знают, что это научное название заикания.

Логоневроз – как можно догадаться из приставки лого- — речевой невроз. Это заикание, обусловленное психическими факторами. На нервно-психическую природу заикания указывали еще первые исследователи этого феномена: А. Либман (1901 г.), Неткачев Г.Д. в 1909 г.

Читайте также:  Вегето-сосудистая дистония: что это такое простыми словами?

определил логоневроз как «страдание чисто психическое», что с моей точки зрения является чистейшей правдой! Ведь у меня всегда было все в порядке с речевым аппаратом с физиологической точки зрения, никаких травм, растяжений и т.д. Полностью здоровые мышцы и связки, что конечно указывает на проблему в «голове».

Описывая симптоматику, этот и другие специалисты от медицины, указывали, что логоневрозу присущи такие патологические состояния психики, как подозрительность, неуверенность в себе, раздражительность, страх, тревога, ипохондрия и меланхолия.

По сути симптоматика речевого невроза совпадает с известными признаками депрессивных невротических расстройств.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Логоневроз у детей

Под детским логоневрозом понимается, прежде всего, заикание. Обычно оно развивается в период формирования речевой функции в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в 3-4 года(по словам родителей, сам я не помню этого) у меня начал проявляться логоневроз, родители во время не приняли меры и заикание стало моим клеймом и проклятьем белее чем на 20 лет.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок начал заикаться – примите срочные меры! Вы не представляете какого это- жить с логоневрозом, это настоящая мука, сколько детских слез было пролито… Просто представьте – вы отвечаете что-то на уроке и 30 одноклассников гадко хихикают над твоим дефектом и нет никакой возможности после урока разобраться с обидчиками, любая твоя попытка вызывает еще большие насмешки и издевательство!

Но детство это еще пол беды, конечно для ребенка заикание кажется порой ужасной трагедией. Но на самом деле во взрослой жизни все будет куда трагичнее. У логоневроза есть она особенность… он как инвалидность, ограничивает человека во многих аспектах жизни.

По данным статистики мальчики страдают от логоневроза чаще девочек, поскольку они менее устойчивы эмоционально. Доля заикающихся детей составляет в среднем по миру 2-3%, взрослых – 1%.

Причины логоневроза по мнению врачей

Причины возникновения логоневроза лежат в психике ребенка. Точно еще никто из врачей не сказал в чем же причина логоневрозов, выдвинуты несколько теорий, но это все домыслы, видимо потому что не возможности проследить появление логоневроза у ребенка. Детей приводят к врачам уже после того как заикание началось.

Основные причины по мнению врачей: негативные эмоциональные состояния, внезапные и сильные психоэмоциональные потрясения такие, как переутомление, испуг или постоянные страхи. Дефекты нервной системы, возникшие вследствие генетической предрасположенности, травмы во время родов также могут быть ответственны за появление заикания.

Подробнее о причинах заикания читайте тут.

У взрослых логоневроз возникает значительно реже, чем у детей. В редких случаях он может быть спровоцирован серьезной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего логоневроз развивается в детском или подростковом возрасте. В числе причин этого заболевания могут лежать как неврологические факторы, так и генетическая предрасположенность:

  • специфические свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость);
  • патологическое воспитание, прессинг в семье;
  • инфекционные поражения центральной нервной системы;
  • эндокринные нарушения.

Причины возникновения у детей и взрослых

Основная причина – функциональные изменения центральной нервной системы, вызванные, прежде всего, мозговыми нарушениями и патологиями головного мозга ребенка.

Предрасполагающие триггеры появления врожденного заикания:

Причины возникновения у детей и взрослых
  1. Внутриутробные патологии (обвитие пуповины, неправильное предлежание плода).
  2. Тяжелая беременность (токсикоз, кислородное голодание – гипоксия плода).
  3. Родовые травмы (асфиксия, затяжные роды, внутричерепные сдавливания и травмы при родах).
  4. Гипертония мамы (особенно на поздних сроках скачки давления – эклампсия).
  5. Нарушение кровообращения (плацентарная недостаточность).
  6. Инфекционные заболевания родителей (сифилис, туберкулез).
  7. Нервно-психические расстройства (депрессия, шизофрения, неврозы и психозы).
  8. Курение, употребление наркотиков, алкогольная зависимость одного из родителей.
  9. Самолечение матери во время беременности (бесконтрольное употребление сильных препаратов).

Особое место занимает генетическая предрасположенность к заиканию (речевые патологии близких родственников). Доказано, что заикание может передаваться по наследству. Неврозоподобное заикание не связано с психотравмой, стрессами ребенка, не зависит от внешней ситуации (волнение, возбуждение, испуг, сложные отношения в семье и пр.).

Постановка диагноза

Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.

Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога . В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.

При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:

  • логофобия;
  • потливость рук;
  • покраснение лица;
  • навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.

Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.