Расстройство адаптации симптомы и причины

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Ключевые симптомы и признаки патологического состояния

Проявления такого отклонения могут принимать самый разнообразный вид. Как правило, основные симптомы имеют тревожную и депрессивную, нередко смешанную форму. В большинстве случаев дезадаптацию сопровождают такие симптомы как чувство собственной слабости и неспособности справиться с произошедшими событиями. Нередко проявления подкрепляются ощущением какой-то внешней угрозы, чрезмерной раздражительностью, мнительностью, чувством внутреннего напряжения.

У многих пациентов картина дополняется ухудшением настроения, вплоть до тоскливого состояния. Привычный круг интересов сильно сужается. Имеет место истощение в физическом и умственном плане, становится сложно концентрироваться и запоминать что-то новое, появляются затруднения в различных вопросах, требующих быстрого и взвешенного принятия решения, анализа и ответственности за последствия. Таким образом, симптомы включают нижеперечисленные положения:

  • подавленное настроение;
  • устойчивое тревожное состояние;
  • депрессии и внутренние переживания;
  • нарушения нормального поведения;
  • беспокойство;
  • внутренний дискомфорт.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.
Читайте также:  Когда темнеет в глазах и кружится голова

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

Социальная адаптация детей дошкольного возраста
  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Социальная дезадаптация подростков в период социально-экономических трансформаций современного общества

Работа посвящена социальной дезадаптации детей и подростков в период трансформаций современного общества. Особое внимание уделено причинам социального неблагополучия общества, поиску путей снижения роста девиантного поведения у подростков и повышения эффективности их профилактики.

Читайте также:  Появление первых признаков инсульта и помощь больному 

Происходящие изменения в нашем обществе сегодня выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема социальной дезадаптации детей и подростков.

Ее актуальность заключается в том, что с каждым годом наблюдается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением, тенденция к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений.

Важно

Состояние современного российского общества не только не занимается разрешение проблем дезадаптированных детей и подростков, но, наоборот обостряет его.

В последнее время социально-экономические причины способствующие росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и нравственной нестабильности общества.

Усиление влияния псевдокультуры, чрезмерная коммерциализация общества, возрастающее влияние культа силы, криминализация общества, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи приводят к социальной дезадаптации детей и подростков.

Ее признаками являются нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду [5, 13].

Именно в распаде семейных и родственных связей проявляется социальное неблагополучие общества.

Причинами этого являются социально-экономические условия функционирования семьи, как низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, сложное экономическое и нравственное положение, в котором оказалось большинство семей.

Следствием нестабильного экономического положения являются неблагоприятные семейно-бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов. Таким образом, в семье находят отражение все социальные проблемы.

Совет

В настоящее время одной из самых актуальных и социально – значимых задач, стоящих перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста девиантного поведения у подростков и повышения эффективности их профилактики.

Социальная дезадаптация подростков в период социально-экономических трансформаций современного общества

Социальная дезадаптация сопровождается социальными отклонениями, деформацией социальных связей и отчуждением детей и подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы.

Социальная дезадаптация — процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних [4, 132] .

Профилактика дезадаптации среди несовершеннолетних носит комплексный характер и осуществляется разнообразными методами, направленными на эффективное использование имеющихся организационных, материальных и финансовых ресурсов.

Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье.

Начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.

Читайте также:  Болезнь Альцгеймера и Паркинсона: в чем разница, отличия

Следует заметить, что в настоящее время идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальную адаптацию подростков.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации и адаптации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе.

Обратите внимание

Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования – нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. – все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются, предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах.

Отсюда резкий рост преступности среди подростков.

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

Таким образом, в процессе своей адаптации подросток должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы и модели для подражания.

Аутистическиподобные расстройства

К этой группе аутистических расстройств относятся атипичные формы детского аутизма — случаи их возникновения при определенных формах клинической патологии, когда поражение мозга является одним из основных проявлений заболевания — различных органических мозговых процессов, вызванных хромосомными болезнями (болезнь Дауна, ФКУ, синдром Х-ломкой хромосомы и др.) и тяжелых обменных нарушений в организме. Для аутизма в таких случаях характерно его развитие на фоне выраженной в той или иной степени умственной отсталости. Аутистический синдром при умственной отсталости проявляется в меньшей степени, представлен не всем комплексом свойственных ему признаков, т. е. является неполным и стертым. В этих случаях больше всего нарушена способность к общению с окружающими, но и эта особенность выражена значительно меньше по сравнению с ранним детским аутизмом Каннера. Отсутствуют также атетозоподобные стереотипные моторные феномены, менее изменена и эмоциональность, больные сохраняют привязанность к матери. Иногда аутистические проявления усиливаются или, наоборот, смягчаются, становясь почти незаметными, в динамике основного заболевания. По мере прогрессирования основного заболевания, а иногда и просто в связи со взрослением больных они, как правило, исчезают. В клинической картине в этих случаях наряду с умственной отсталостью большое место занимают признаки соматического дизэмбриогенеза, характерные для того или иного основного заболевания.