Афазия — Расстройство Общения: Виды, Признаки, Лечение

Сенсорная афазия проявляется проблемами речевой деятельности, возникающими при поражении центров коры головного мозга и их проводящих путей, отвечающих за речь. Пациенты путают звуки, не в состоянии назвать предметы. Эти нарушения обозначаются термином «афазия».

Афазия при инсульте логопедический материал для занятий

Инсульт, широко распространенное в наше время заболевание, является серьезным недугом, последствием которого может быть нарушение речевой функции.

Оглавление:

В этом случае играют большую роль мероприятия, направленные на восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Причины нарушений речи и памяти

Инсульт развивается в результате нарушений кровообращения в головном мозге. Этот орган состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу жизни и регулирует работу органов, находящихся слева. Левое – несет ответственность за аналитическое мышление и функционирование правой части организма.

При инсульте кровяной сгусток, образовавшийся в кровеносной системе, закупоривает кровоток в мозговой артерии, в результате недостатка питания нарушается мыслительная деятельность человека, что приводит к провалам в памяти и расстройству речевой функции.

Факторы, способствующие возникновению инсульта:

  • Атеросклероз;
  • Сахарный диабет;
  • Сосудистая дистония;
  • Сердечные заболевания;
  • Гипертония;
  • Увлечение алкоголем и курением;
  • Ожирение;
  • Ведение малоподвижного образа жизни.

Очень важно вовремя распознать начало инсульта и оказать немедленную медицинскую помощь.

Симптомами возникновения заболевания являются:

  • Внезапная сильная головная боль;
  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Резкий скачок артериального давления;
  • Несогласованность движений;
  • Нарушения в мыслительном процессе, в речи и памяти.
Афазия при инсульте логопедический материал для занятий

При наступлении таких проявлений нужно сразу же уложить человека в кровать, дать ему препарат для снижения давления и вызвать бригаду скорой помощи.

Следует учесть, что, чем раньше оказать необходимое лечение, тем легче в дальнейшем будет справиться с такими последствиями инсульта, как нарушение речи и памяти.

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта.

При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии.

Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • Содержание больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Занятия с логопедом

Формы афазии

Афазия — расстройство общения

  1. При беглой или восприимчивой афазии способность понимать значение слов нарушается, но способность производить связанную речь может быть практически не затронута. Люди могут использовать много слов, но слова могут не выражать то, что намерен говорящий. Высота и ритм могут показаться нормальными, хотя многие слова используются неправильно или являются бессмысленными словами без смысла (афазический жаргон).Люди с этим типом афазии в более тяжелой форме могут смешивать слова, которые не имеют отношения к делу или не являются реальными, в разговорной речи до такой степени, что их речь становится похожей на лепет. Помимо проблем с речью, у людей с этой афазией возникают проблемы с пониманием языка, повторением речи, именами предметов, чтением и письмом. Эти люди слышат звуки или видят буквы, но часто не могут понять, что они имеют в виду.
  2. При нефлюазной или экспрессивной афазии производство речи становится чрезвычайно медленным, затруднено, ограничено и неестественно, и ему не хватает грамматической функции. Говорящие предложения содержат всего несколько слов (четыре или меньше). Люди знают, что они хотят общаться, но не могут выразить себя ни в письменной, ни в устной форме. Чаще всего, понимание устной и письменной речи относительно не затрагивается.
  3. В глобальной афазии, самой серьёзной форме расстройства, пострадавшие люди не могут понимать устные или письменные слова и не могут говорить или писать. В более мягких формах люди могут говорить несколько понятных афазия наиболее распространена сразу после события, которое вызывает повреждение головного мозга и часто улучшается со временем, в зависимости от степени и степени неврологического афазия вызвана широко распространенным повреждением доминирующего полушария головного мозга, левого или правого.
  4. При смешанной нефлюазной афазии люди говорят очень мало и с большим трудом, используют мало слов, могут уметь читать и писать на зачаточном уровне, имеют ограниченное понимание устной речи и не улучшаются со временем.
  5. Люди с аномальной афазией испытывают трудности с поиском подходящих слов для имен людей, мест, событий или вещей. Они могут быть в состоянии читать и понимать разговорный язык, но имеют довольно значительные трудности с нахождением слов, что создает серьезные проблемы как для речи, так и для письма и приводит к сильному с аномальной афазией могут понимать и повторять речь других и выражать себя адекватно, хотя они не могут найти некоторые слова, которые им нужны. Они испытывают значительные трудности, когда их просят назвать конкретные объекты.
  6. Аномическая афазия вызвана повреждением левого полушария, которое не затрагивает область Брока или Вернике. Это обычно происходит после травмы головы, хотя она может присутствовать при болезни Альцгеймера.
  7. Другой тип, называемый афазией разъединения, вызван повреждением соединений областей Брока или Вернике друг с другом или с другими частями мозга.
  8. Афазия проводимости возникает в результате повреждения пучков волокон, соединяющих две языковые области, и характеризуется беглой, но несколько бессмысленной речью и неспособностью правильно повторять фразы.
  9. При транскортикальной сенсорной афазии связи между областью Вернике и остальной частью мозга теряются, но сама область остается нетронутой. Люди с этим заболеванием испытывают трудности с пониманием языка и выражением своих мыслей, но могут без проблем повторить речь Другой тип афазии, называемой глухотой, возникает, когда слуховая информация не попадает в зону Вернике.
Читайте также:  Лекарственные препараты для лечения болезни Паркинсона

Формы

Первое время после повреждения больной чаще всего страдает от полной утраты речи. Это наиболее тяжелая форма афазии – тотальная. Симптомы проявляются в непонимании человеческой речи. Иногда болезнь сменяется более легкими формами – сенсорной либо моторной. В таких случаях пациент распознает слова, все осознает, но сам выражается лишь посредством «эмбола» – это один и тот же звук, порой интонации меняются.

Семантическая форма проявляется в нарушениях деятельности затылочной области. В итоге человек не понимает сложных предложений, взаимосвязи между ними в тексте.

Амнестическая форма характерна для тех, у кого повреждена височная зона. Пациенты понимают речь в целом, однако утрачивают способность распознать ряд предметов.

Формы

Афферентная афазия характеризуется тем, что пациент путает похожие буквы, может переставлять звуки в слогах. Динамическая форма проявляется в понимании речи, попытках ответа, однако слова расставляются неправильно, и в итоге фраза становится бессмысленной. Человек это осознает, но явления подобного рода неподвластны ему.

Афазия Брока встречается у тех, кто утратил нормальную деятельность в определенном участке головного мозга – центре Брока. Он обеспечивает согласованность артикуляции. В итоге человек способен воспроизводить отдельные слова, расставляет паузы, и ему тяжело переключаться с одного слога на другой. В письменной речи также встречаются похожие явления. При этом пациент нередко произносит рядом слова, значение которых противоположно. Он часто зацикливается на одном и том же звуке.

Сенсорная афазия – не понять, не сказать, что это?

Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной речи и снижение собственных вербальных способностей. В отличие от прочих форм пациент все еще может воспринимать некоторые несложные фразы, обращенные к нему, однако не всегда. Все зависит от тяжести отклонения.

Пациент все слышит, однако не понимает, что говорят окружающие. Чтобы лучше понять, как это выглядит, достаточно представить, что человек находится в окружении лиц, общающихся на иностранном языке. Речь воспринимается как нечто бессвязное и непонятное, отчего развивается тревожность и дезориентация в пространстве, собственной личности.

Классической причиной развития подобного патологического явления был и остается инсульт. Восприятие речи при сенсорной афазии нарушается в связи с поражением височных долей.

Читайте также:  Диета для мозга: подробное руководство для начинающих

Особенно, если страдает так называемый центр Вернике, ответственный за устную речь и восприятие вербальной информации.

Слух формально сохранен, возможно его падение или полное отсутствие, при более обширном поражении височных долей.

Диагностика проводится в стенах неврологического отделения стационара под контролем невролога, а при необходимости нейрохирурга, сосудистого хирурга. Лечение зависит от первопричины развившегося патологического состояния.

Возможно проведение цереброваскулярной терапии, направленной не восстановление нормальной трофики мозговых тканей, операции, прочих форм лечения.

Сенсорная афазия – не понять, не сказать, что это?

Прогнозы делать трудно, но даже в случае инсульта качественного результата удается добиться, по крайней мере, в 60% случаев.

Классификация расстройства

Сенсорная афазия возникает при поражении височных долей головного мозга. Но эти структуры не гомогенны, они сложно устроены, потому и вариантов патологического процесса может быть несколько. Для простого пациента классификации, которые используют теоретики и практики, мало что скажут.

Однако доктора активно используют их при классификации сенсорной афазии, проработке тактики терапии, прогнозировании перспектив в рамках конкретного случая. Основной способ типизировать расстройство — определить локализацию нарушения, его механизм.

Здесь на помощь приходит классификация афазий Вернике-Лихтгейма:

  1. Корковая сенсорная афазия (также акустико-гностическая афазия). Классический и наиболее тяжелый тип расстройства. Сопровождается поражением так называемого центра Вернике, который отвечает за восприятие речи, звуковых раздражителей, их логическую обработку и вычленение существенного из окружающего звукового шума. Сопровождается тотальным расстройством восприятия и воспроизведения речи.

Моторная афазия

Различаются два вида моторной афазии:

  1. Эфферентная или афазия Брока: поражаются нижние отделы премоторной коры (расположены сразу после лобных долей). Данный вид афазии в некотором роде напоминает заикание – человеку сложно переключится с одного звука/слога в слове на другой. Он будто «застревает» при произношении того или иного слова, часто повторяется, допускает грамматические ошибки. Часто звуки могут быть расположены в другом порядке, например, «курица» — «рукица». Очень многие слова заменяются синонимами, что приводит к вычурности и бессмысленности некоторых предложений;
  2. Афферентная афазия: поражён нижний отдел теменных долей. Нарушается звукопроизношения по типу замены одних звуков другими – слон-слот, дом-том и т.д. Речь очень беглая и неразборчивая;

Методы коррекции и лечение нарушения

Обычно лечение производится посредством приема пациентом некоторых медикаментозных препаратов, а также логопедических методов коррекции. Если синдром осложнен или запущен, может применяться оперативное вмешательство.

Немаловажным аспектом комплексного лечения является посещение больным некоторых физиотерапевтических процедур.

Медикаментозная терапия

  • Вазоактивные препараты (Кавинтон, Винпоцетин, Телектол, Корсавин);
  • Антихолинэстеразные вещества (Амиридин, Галантамин);
  • Миорелаксанты (Элатин, Мидокалм);
  • Антидепрессанты;
  • Препараты общетонизирующего действия (Кофеин, Глютомат, Корень женьшеня);
  • Ноотропные вещества (Пикамилон, Пирацетам, Гаммолон).

Логопедические методики

  • Тренировка лингвистических навыков;
  • Интонационная терапия;
  • Коррекция речи с использованием современного компьютерного оборудования.

Особенно эффективна логопедическая коррекция речи в сочетании с применением лекарственных препаратов.

Оперативные вмешательства

Операция экстраинтракраниального микроанастомоза. Применяется в частных случаях и достаточно редко. Проводится в определенных клиниках и характеризуется как крайняя мера, когда другие методы терапии неэффективны, или угрожают жизни пациента.

Физиотерапия

  • Иглорефлексотерапия;
  • Магнитная терапия;
  • Массажи;
  • Лечебная физкультура;
  • Электростимуляция;
  • Механотерапия.

Болезни у новорожденных считаются самыми опасными и непредсказуемыми, поскольку они тяжело поддаются методам диагностирования и лечения. Подробно почитать про одну из них, а именно — церебральную ишемию, можно в этой статье.

При постановке диагноза важно учитывать все нюансы течения заболевания. Так, для артериальной гипертензии, дифференциальная диагностика является основополагающей для выбора методики лечения. Почему, найдете тут.

Что такое ретроцеребеллярная киста головного мозга, насколько она опасна и поддается ли лечению по ссылке -nevrologii/kista/

Методы коррекции

Основным коррекционным воздействием, с помощью которого можно вылечить расстройство, считается медицинское и логопедическое направления.

Первым делом происходит лечение заболевания, которое вызвало развитие болезни. Это происходит под тщательным контролем невролога или нейрохирурга. В данном случае может применяться медикаментозное лечение, в некоторых случаях хирургическая операция, после чего наступает активная реабилитация (то есть использование механотерапии, физиотерапии и массажа).

Восстановление речи происходит на занятиях у логопеда, метод, который использует специалист, выбирается исходя из типа отклонения и этиологии.

Методы коррекции

Лучший эффект будет заметен, если коррекционная работа начнется сразу же после перенесенного инсульта или травмы. Но начало занятий, прежде всего, должно быть согласовано с врачом. Таким образом, произойдет препятствие фиксации речевых патологий. Период проведения такой работы может занять от двух до четырех лет.

Читайте также:  Гиперактивность у детей дошкольного возраста лечение

Прогноз на восстановление функционирования речи зависит от того, насколько быстро началась коррекция, от очага поражения, возраста пациента и от состояния здоровья в целом.

Если произошел спонтанный выход из моторной афазии, у человека развивается заикание.

Для того, чтобы предотвратить образование афазии, необходимо следить за здоровьем сосудов головного мозга, избегать черепно-мозговых травм и развитие воспалительных процессов. Самое главное помнить, что только совместными усилиями специалистов и членов семьи удастся восстановить пациента после столь серьезного речевого отклонения.

Лечение заболевания

Современная медицина использует несколько методов терапии и профилактики лечения семантической афазии. К таким методам относятся:

  • Логопедический способ , это основа терапии, которая заключается в восстановлении устной речи, а также письма и чтения. Пациенту регулярно назначают индивидуальные занятия с логопедом, которые основываются на традиционном подходе закрепления навыков лингвистики в речи пациента. Этот метод дает хорошие результаты, если одновременно с логопедическим лечением будут использоваться методика восстановления работы пораженного участка головного мозга.

Лечение заболевания
  • Хирургическое вмешательство , операция может быть назначена для возобновления функционирования речевых зон. Ее целью является улучшение кровотока в пораженном участке мозга. Это признано улучшить работу нервных тканей.
  • Физиотерапевтические процедуры , применяют в комплексе с традиционным лечением.

Для эффективности лечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • Регулярное снабжение кровью пораженных участков головного мозга.
  • Достаточное обеспечение головного мозга кислородом.
  • Ежедневная деятельность, которая будет затрагивать участки мозга, находящиеся с погибшей зоны.
  • Важно, чтобы в процессе лечения у человека были сведены к минимуму стрессовые ситуации.

Методы терапии должны быть начаты как можно раньше, при появлении первых симптомов. Лечение должна проводиться ежедневно и быть направлено на корректировку не только устной, но и письменной речи.

Лечение заболевания

В отдельных случаях афазия, которая наступила после инсульта, может устраниться самостоятельно. Но это бывает крайне редко, поэтому при появлении первых симптомов, необходимо обратиться к врачу.

Медикаментозное лечение назначается только врачом-неврологом в отделении стационара. Она включает в себя прием препаратов, которые улучшают обеспечения мозга кислородом и полезными веществами. В первые три недели их назначают в виде инъекций, затем переходят на прием таблеток.

Диагностика

Амнестическая афазия заболевание, лежащее на стыке двух направлений: неврологии и психологии. Так как для афазии характерны разнообразные нарушения когнитивной функции головного мозга, то такие нарушения не могут не сопровождаться и психическими дефектами. Для выявления амнестической афазии используют методы нейропсихологической диагностики. Для верификации заболевания и уточнения степени нарушения функциональной активности речевого аппарата больного человека, прибегают к применению специальных проб. Обычно такие пробы используют разнообразные предметы с различной степенью сложности произнесения их названия. Также существуют пробы описательного характера, когда пациенту говорят о характеристиках предмета и смотрят сможет ли больной ответить с подсказками. Ряд проб определяют связь речевых и зрительных проявлений, например, больному последовательно показывают несколько предметов относящихся к одной категории, если больной не отвечает, то значит у него есть нарушение связи между речевой функцией и зрительными образами, что можно интерпретировать в пользу сенсорно-амнестической афазии.

Помимо специальных неврологических и психологических проб, каждому пациенту в обязательном порядке проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования. В зависимости от причины, вызвавшей афазию диагностические методы будут более или менее информативными.

В клиническом Институте Мозга функционирует высокотехнологическое диагностическое отделение, в котором можно провести такие исследования, как:

  • Томографические исследования: компьютерная и магниторезонансная томография с контрастированием и без;
  • Рентгенологическое исследование черепа и головного мозга для выявления дефектов;
  • Ультразвуковая сонография и доплеровское картирование сосудов шеи;
  • Комплексная лабораторная диагностика.

Особенности болезни

Амнестическая афазия – это одно из распространенных последствий ишемических атак и инсультов. Эта патология возникает из-за органического повреждения участка коры полушарий, которые контролируют речевую функцию. Помимо амнестической существует еще несколько разновидностей афазии. Каждая из них характеризуется собственными признаками речевого нарушения.

Любой вид афазии влечет за собой значительное понижение качества жизни больного человека, поскольку его общение с окружающими людьми сильно затрудняется. Но несмотря на всю сложность болезни, она все же поддается коррекции при грамотной терапии и реабилитации. Постепенно пострадавший может адаптироваться и вести нормальный образ жизни.