10 основных симптомов аутизма, причины и формы заболевания

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Все чаще появляется информация о аутизме. Большему количеству детей ставится этот диагноз. Сегодня мы подробно разберемся: аутизм что это за болезнь симптомы и причины заболевания.

Лечение

Детский атипичный аутизм корректируется несколькими методами сразу. Если у ребенка есть умственная отсталость, асоциальное поведение, назначаются психотропные препараты. Они подбираются индивидуально врачом.

Для социализации и обучения различным навыкам требуется психотерапия. Применяются индивидуальные и коллективные методики.

Аутизм поддается коррекции стволовыми клетками, этот метод дает хороший эффект.

В Грузии, в клинике Мардалейшвили работают врачи, которые специализируются на диагностике и лечении различных форм аутизма. Они постоянно проходят стажировки в клиниках США.

При обращении в наш медицинский центр, ребенку проводят комплексное обследование и лечение.

Клиника не стоит на месте, постоянно развивается, внедряются новые технологии для коррекции аутизма. После трансплантации собственных стволовых клеток улучшается речь, навыки, обучаемость.

Запишитесь на прием в нашу клинику сегодня – заполните заявку на сайте!

Причины развития аутизма и диагностика

До сих пор врачи не могут назвать точную причину, по которой у ребенка развивается аутизм. После многочисленных проведенных исследований есть предположения, что данное заболевание является комбинацией как генетических факторов, так и факторов окружающей среды, которые в дальнейшем негативно влияют на работу головного мозга. Поведение родителей, воспитание или социальная обстановка не могут стать причинами возникновения аутизма у человека.

Чтобы поставить однозначно диагноз аутизм, не существует одного определенного теста. Некоторые симптомы данной болезни наблюдаются и при нормальном развитии ребенка, поэтому правильный диагноз может быть поставлен с опозданием. Но все-таки основным признаком является нарушенное восприятие реальности. Диагностирование тех или иных поведенческих характеристик аутизма должно сопровождаться очень тщательным изучением истории развития ребенка и анализом данных анамнеза. Врач должен обязательно опросить родителей и других людей, которые ежедневно контактируют с ребенком. Наблюдения должны проводиться в различных жизненных ситуациях ребенка. В команду экспертов, которые будут проводить тестирование и наблюдения за ребенком, должны входить: психолог, психиатр, психотерапевт, невропатолог, логопед и педиатр.

Причины развития аутизма и диагностика

Международные классификаторы психических расстройств и заболеваний (МКБ-10 и DSM 4) лежат в основе диагностики аутизма. Также очень эффективно помогают диагностировать аутизм и стандартизированные опросы для родителей ребенка-аутиста. Чтобы диагностировать ранний аутизм, существуют специальные методики, опросники и шкалы.

Параллельно с применением опросников рекомендуется проверить состояние головного мозга и узнать, как он функционирует. Для этого применяют методы аппаратной диагностики, такие как МРТ (магнитно-резонансная томография), с помощью которой исследуют внутренние органы и ткани человека; УЗИ (ультразвуковое исследование), которое проводит диагностику брюшной полости, сосудов и остальных внутренних органов; ЭЭГ (электроэнцефалография), этим методом исследуют биоэлектрическую активность мозга и состояние всех его функциональных систем; РЭГ (реоэнцефалография) — проверяет, в каком состоянии находятся сосуды головного мозга, и выявляет нарушения мозгового кровотока. Поставить диагноз аутизм ребенку до двух лет достаточно проблематично. Это связано прежде всего с тем, что некоторые симптомы выражены очень слабо и врачи не могут рассмотреть нарушения в развитии в очень раннем возрасте.

Лечение детского аутизма

Все более актуальной и острой стоит задача социальной адаптации малышей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Согласно мнению многих авторов, таких малышей можно отнести к детям с особыми образовательными потребностями, а их интеграция в систему образования сопряжена с наибольшими трудностями. Социальная реабилитация таких детей возможна при внедрении модели интегративного (инклюзивного) образования. Успешная интеграция аутистов происходит при осуществлении нескольких условий:

— проявления аутистического спектра должны быть выявлены, как можно раньше;

— такие дети нуждаются в проведении мониторинга психического состояния в период обучения, для оказания своевременной медицинской и психологической помощи;

— педагогам инклюзивного образования следует обладать достаточным уровнем знаний о психопатологии, для того чтобы квалифицированно регулировать педагогическим подходом относительно таких детей.

В Израиле в медицинском центре «Хадасса» врачи стали углубленно заниматься дородовой профилактикой аутизма еще на стадии внутриутробного развития малыша. Врачи работают над проблемой снижения риска появления малышей с данным отклонением у семей, имеющих уже такого ребенка. В настоящее время ученые не могут распознавать расстройство внутриутробно, поэтому пытаются применять известные медицине признаки.

Читайте также:  Гистиоцитоз X — что это такое, симптомы, прогноз, лечение

Зная, что мальчики подвержены расстройству вчетверо чаще, врачи клиники рекомендуют узнать пол будущего ребенка с помощью ЭКО и стремиться родить девочку.

Врачи считают, что преждевременные роды и токсикоз во время беременности увеличивают вероятность развития аутизма. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуют принимать препараты, которые будут снижать проявление данных факторов, а также делать анализы на выявление содержания определенных веществ в крови. Большинство ученых предполагают существование связи между гормоном любви-окситоцином и детским аутизмом. К одному из основных симптомов аутизма относят нарушение контакта малыша с другими людьми.

Ученые установили, что у детей, страдающих аутизмом, уровень окситоцина в крови существенно ниже, чем у здоровых. Ссылаясь на эти результаты, некоторые врачи пытаются лечить расстройство с помощью этого вещества.

Специалисты клиники «Хадасса» исследуют влияние окситоцина на этапе внутриутробного развития. И хотя результаты исследования еще не окончательные, врачи уже сейчас предлагают профилактические меры: не назначают матерям детей-аутистов медицинские препараты, которые будут подавлять выработку окситоцина.

Лечение детского аутизма происходит в трех направлениях:

— лечение нарушений поведения;

— семейная терапия;

— медико-психолого-педагогическая коррекция.

Лечение детского аутизма нуждается в разносторонности, разноплановости, комплексности лечебно-реабилитационных мероприятий в единстве психологических и биологических методов. Психологическая и медико-педагогическая помощь продуктивна до 7 лет (на основных этапах формирования личности). Медикаментозное лечение эффективно в возрасте до 7 лет, после чего препараты оказывают симптоматическое действие. Наиболее рекомендован Амитриптилин, являющийся основным психотропным средством у малышей дошкольного возраста (до 50 мг/сут), курсом по 4-5 мес. Исследователи расстройства отводят эффективную терапевтическую роль витамину В6 (до 50 мг/сут), атипичным нейролептикам Рисполепт (Рисперидон) в дозе до 0,5-2 мг/сут в течение 2-х лет. После их приема редуцируются нарушения поведения, понижаются стереотипии, гиперактивность, замкнутость, суетливость, ускоряется обучение. Детям, страдающим расстройством аутистического спектра назначают Фенфлурамин, обладающий антисеротонинергическими свойствами.

Заместительная терапия (Аминалон, Ноотропил, Пирацетам, Пантогам, Фенибут, Баклофен) применяется повторными развернутыми курсами в течение ряда лет.

Перспективы медикаментозного лечения зависят от регулярности приема, сроков начала, индивидуальной обоснованности, а также от включенности в систему лечебно-реабилитационной работы.

Правильно организованная коррекционная работа может позволить эффективное продвижение малыша по стадиям социального взаимодействия, а также осуществит быструю адаптацию к окружающей среде.

А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Особенности диагностики

Итак, мы уже поговорили о том, что такое диагноз аутизма у детей. И еще один важный вопрос — особенности диагностики заболевания.

Для того чтобы заподозрить наличие у ребенка расстройства аутистического спектра достаточно трех симптомов:

  1. Сложности в коммуникативном процессе. Особенно со сверстниками;
  2. Трудности с поведением в социуме;
  3. Повторяющееся поведение. Например, когда ребенок может часами перекладывать игрушки с одного места в другое и обратно. Или сидеть и бездумно делать одно и то же движение.

Если вы заметили что-то подобное у своего малыша, то следует обратиться к нейропсихологу или невропатологу. Он производит обследование согласно критериям МКБ — 10 (это международный классификатор болезней с полным перечнем симптомов).

Если с реальным положением вещей в классификаторе совпадает больше чем шесть симптомов, то назначается медицинское обследование.

Также определить, действительно ли у ребенка аутизм помогает множество оценочных шкал. Тут производится, как опрос родителей касательно особенностей поведения их ребенка, так и наблюдение за самим малышом в привычных для него условиях.

Сегодня мы с вами говорили о том, что такое аутизм, каковы его симптомы и причины появления. Зацепили и вопрос диагностики. Единственное, что хочу добавить: если вы заподозрили что-то подобное у своих детей стоит обратиться к специалистам и не стоит впадать в панику.

Особенности диагностики

Если диагноз не подтвердится, то вы сможете выдохнуть спокойно. Если же диагноз подтвердится, то малышу нужны сильные и сосредоточенные родители, твердо верящие в то, что они могут справиться со всем. И помните: чем раньше начать работу, тем легче адаптация к социальной жизни.

А на сегодня у меня все! Если у вас возникли вопросы — пишите, будем на них отвечать! А пока не забывайте подписываться на обновления в блоге и делиться интересными материалами в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам в Контакте. Там вас ждут идеи для творчества, интересные мысли, модные коллекции и многое другое.

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина

Если эта статья была полезна для вас,

оцените ее — зажгите сердечко)))

До встречи!

Лёгкая форма

Диагностировать легкую форму аутизма достаточно сложно, слишком тонкая грань между состоянием здорового человека и аутиста. Все же есть симптомы, которые могут указывать на наличие данного заболевания.

К признакам легкой степени аутизма относятся:

  • ранимость;
  • при возникновении даже небольших трудностей, ребенок прекращает общение;
  • ярко выраженная мимика;
  • способность смотреть в глаза собеседнику;
  • речь ребенка замедлена;
  • контактирует с другими только в присутствии родителей;
  • трудно переносят расставание с родными.

Существует ли возможность излечения

Излечим ли аутизм? Вероятность полного выздоровления сводится к нулю, но организму можно помочь. Методов лечения аутизма не много.

Как утверждают учёные, на сегодняшний день, широко применяют лечение аутизма стволовыми клетками. Такая процедура помогает нормализовать сниженную функцию головного мозга, а также стабилизировать работу нервной системы. Преимущества данной процедуры заключается в том, что для больного не требуется поиск донора, так как он сам является таковым. Клетки берут из пуповины новорожденного, предварительно исследуя их на вирусоносительство.

Лечится ли аутизм стволовыми клетками? Мнения учёных расходятся. Кто-то считает, что данный вид терапии помогает снизить основные проявления болезни, кто-то придерживается мнения, что процесс введения собственных клеток в организм может навредить и вызвать необратимые последствия.

Влияет ли разновидность болезни на тактику лечения и когда вылеченный пациент считается здоровым? Вылечить аутизм у взрослых невозможно, существует лишь медикаментозная терапия, снижающая риск развития приступов и психологических расстройств.

Терапия заболевания начинается с детства. При правильном и должном лечении, в разы возрастает вероятность воспитать в аутисте самостоятельность.

Существует ли возможность излечения

Из лекарственных средств больному назначают:

  • психотропные препараты;
  • противосудорожные средства.

Для облегчения адаптации больного рекомендуют следующие виды психологического лечения:

  1. Поведенческую.
  2. Логопедическую.
  3. Освоение навыков самоухода и поведения в социуме.
  4. Тренинги и посещение психотерапевта.

Подобного вида терапия применима не только к детям, страдающим данным недугом, но и ко взрослым людям, лишённым радости жизни и пребывающим в депрессивном состоянии.

Акселерация

Акселерация — ускорение (в среднем на 1-2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе [Лебединская К.С., 1970; Личко Л.Е., 1979; Ковалев В.В., 1985; Winter К., 1975; Oudschoorn D., 1993]. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма. Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на ‘/2~1 Г°Д всегда делает ребенка «трудным», уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми. Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноменом, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов. В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием «взрослых» черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — «маленькие старички» при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне «интеллектуализированном» воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.). Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Лечится ли детский аутизм другими методами?

Патология считается одним из типов душевных расстройств. Но не все доктора используют антипсихотики в качестве терапии. Конечно, эти лекарства способны уменьшить проявления недуга. Однако их использование сопряжено с побочными эффектами. Здоровье малыша может ухудшиться.

Некоторые родители полагают, что детский аутизм лечится при помощи диеты, исключающей молочную продукцию и глютен. Однако доктора утверждают, что такой рацион не способствует уменьшению симптомов. Специалисты рекомендуют уделить внимания другим аспектам. Например, надо хвалить сына или дочь даже за небольшие достижения.

Лечится ли детский аутизм другими методами?

Важно соблюдать четкий распорядок дня. Ответ на вопрос о том, лечится ли ранний аутизм полностью, отрицательный. Но ранняя диагностика и особый подход к обучению и воспитанию помогают пациентам лучше адаптироваться в обществе.

Под аутизмом подразумевают различные нарушения развития, которые проявляются в первые месяцы или годы жизни ребёнка и сопровождают его на протяжении всей жизни. Распознать аутизм можно по нарушению речевой деятельности, затруднению взаимодействий с людьми, нетипичным поведенческим реакциям и образу мышления. Аутисты живут в своём мире, им сложно найти место в социуме, однако зарубежная медицинская практика показывает, что адаптировать «других» детей возможно.

В России, к сожалению, диагностика и лечение аутистических расстройств у детей часто ложатся на плечи родителей. Если такие проблемы знакомы вам, то не отчаивайтесь: ищите хорошего специалиста и тем временем занимайтесь с малышом по специальным программам развития особых детей, которые сегодня легко найти в Сети.

Симптомы атипичного аутизма

Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор. При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов. Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию. Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть. У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе. Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.

Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления. Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения. Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства. У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.

У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени. У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия. Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм. При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.