Заикание — причины, виды и симптомы, коррекция

Современная медицина выделяет несколько видов нарушений речи. Тоническое заикание — одна из наиболее распространённых форм. Для выработки эффективных способов лечения, необходимо детально разобраться в особенностях проявления, причинах возникновения и симптоматике этого типа логоневроза.

Что собою представляет

Заикание у детей 3-5 лет – это речевой дефект, преимущественно обусловленный состоянием психики малыша. По-другому это заболевание называют логоневроз. Он представляет собою резкое сокращение органов артикуляции, сопровождающееся сбиванием ритма, заминками, задержками речи, повторами букв и слогов, прерывистостью. Наблюдается не столь часто, как другие дефекты речи – только в 2-4% случаев. Чаще заиканием страдают мальчики.

В таком возрасте малыш учится полноценно говорить, повторяет за окружающими отдельные звуки и слова, копирует чью-либо манеру речи. Важно в этот период родителям помочь маленькому человечку сформировать правильную речь.

Что собою представляет

Если пустить заболевание на самотек, со временем оно может пройти самостоятельно. Однако скорее продолжит присутствовать, создавая комплексы, мешая социализироваться. Заикание может также свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях.

Общее описание

В рассмотрении интересующего нас нарушения в рамках отечественной литературы ему отводилось определение, согласно которому заикание является нарушением темпо-ритмической речевой организации, возникшим по причине судорожного состояния, в котором находятся мышцы речевого аппарата. Привычное для большинства людей определение этого нарушения, «заикание», также может определяться как логоневроз или логоклония.

В действительности это нарушение может рассматриваться аналогично айсбергу, в котором заикание является лишь одной из проблем, находящейся на верхушке. В качестве невидимой части в этом случае выступают проблемы иного рода, заключающиеся в имеющихся у человека с заиканием страхах, тревожности, чувства вины, сложностях в общении и установлении контакта с окружающими людьми, одиночеством и просто желанием отстраниться от реальности.

Преимущественным образом встречается заикание у детей – симптомы этой патологии проявляются у них до достижения 12 лет, в особенности часто ей подвержены мальчики. Нередко начало патологии отмечается при нормальном развитии маленьких пациентов, однако многие врачи склонны придерживаться несколько иного мнения относительно начала развития заикания, при котором отмечается, что оно является результатом органического поражения головного мозга. Случиться оно могло, например, в рамках периода течения беременности или в процессе родовой деятельности, хотя не исключается и возможность возникновения такого поражения в период младенчества. Учитывая практическую невозможность определения этой патологии у совсем маленьких детей, конкретнее проследить такую возможность удается не всегда, ведь другие симптомы отсутствуют, что, соответственно, оставляет ее незамеченной и для специалистов, и для родителей.

Заикание, причины которого также могут заключаться в наследственности, может быть и временным. Такой его природе может сопутствовать получение психологической травмы (к примеру, конфликтные ситуации, сильный стресс в результате чего-либо, испуг и пр.). Заикание, возникшее в результате подобных причин, определяется как психогенное заикание. Имеются данные о том, что у детей оно почти в 90% всех случаев возникновения  исчезает к достижению ими подросткового возраста (что достигается при условии исключения ситуации, выступающей в качестве травмы, вызывающей заикание).

Что касается механизма, в соответствии с которым возникает заикание, то здесь, как мы уже отметили выше, происходит поражение речевого аппарата спазмами, то есть поражаются губы, нёбо, язык (артикуляционные судороги) или мышцы гортани (голосовые судороги). Помимо этого могут возникать и дыхательные судороги, им в частности сопутствует нарушение дыхания при одновременном ощущении нехватки воздуха. Что касается особенностей механизма возникновения у больных любого типа перечисленных спазмов, то их объясняют распространением избыточной формы возбуждения со стороны речевых двигательных центров мозга в адрес расположенных рядом структур, в том числе это касается двигательных центров и ответственных за проявление эмоций центров.

Особенности заикания тонического типа

Тонический тип логоневроза имеет общий механизм действия, который свойственен и другим разновидностям недуга. Чрезмерное возбуждение двигательных нейронных связей головного мозга, имеющих назначение в формировании речи, передаётся соседним рефлекторным структурам.

Сигнал возбуждения передаётся на речевой аппарат — язык, губы, мышцы горла, нёбо. Ситуация приводит к развитию судорог, что провоцирует развитие нарушений произношения.

В случае с тоническим логоневрозом, сигналы затрагивают участки речевого аппарата так, что происходят паузы в речи или растягивание звуков.

Исходя из особенностей механизма развития и проявления, рассматриваемому недугу можно дать следующее определение.

Заикание тонического типа — нарушение речи, вызванное спазмами мышц речевого аппарата, проявляющееся в возникновении пауз и растягивании звуков при произношении.

Основные причины патологического процесса

Стоит конкретизировать механизмы. Причины важно знать, чтобы с одной стороны разработать грамотную стратегию профилактики. А с другой — помочь справиться с уже существующим заболеванием.

  • Принадлежность к мужскому полу

Как показывает статистика, мальчики более склонны к развитию патологического процесса в сравнении с девочками. По всей видимости, это связано с более поздним становлением речедвигательных функций. Девочки ввиду раннего развития, несут меньшие риски. Хотя вероятность патологического процесса все равно есть. Соотношение, по разным оценкам, составляет 3:1 в пользу представителей мужского пола. Есть некоторые разночтения в этих цифрах: кто-то указывает на большие показатели, пропорции.

  • Лабильность нервной системы

Или, если говорить проще, повышенная подвижность центральной нервной системы. Высшая деятельность характеризуется неустойчивостью. Объективно, лабильная нервная система проявляется резкими переменами настроения. Это заметно чуть ли не с пеленок. Сейчас ребенок улыбается, а уже через секунду — плачет и капризничает. В какой-то мере все дети склонны к такому поведению. Потому определить тип нервной системы до достижения 3-5 лет довольно трудно. Диагностика может быть осложнена.

  • Психотравмы

Психотравмирующие ситуации повышают вероятность патологического состояния в несколько раз. Сюда можно отнести все, что угодно: отсутствие матери в жизненно-важный период, наказание, насилие и прочие факторы. Подобные причины развития заикания не корректируются вообще. Остается бороться с последствием. Согласно медицинской практике, удается это с переменным успехом. Нужен хороший, квалифицированный логопед-дефектолог.

  • Леворукость

Левши мало отличаются от прочих людей. Но на фундаментальном уровне, смена «ролей» структур головного мозга приводит к выраженной дисгармонии во взаимодействии полушарий. Результатом становится недостаточно равномерное перераспределение нервного импульса. Человек, страдающий заиканием, не обязательно левша. Но левша чуть ли не в 30-40% случаев — человек с заиканием. Хотя возможны и латентные, «спящие» формы расстройства, которые ждут своего часа.

  • Позднее начало речи

В первые несколько лет жизни формируются правильные паттерны распределения нагрузки на головной мозг, стимуляции речевого аппарата. Постепенно, движения и артикуляционные позиции становятся автоматизмами, человек принимает их без участия сознания и волевого усилия. Патологический процесс начинается, если в первые три года жизни ребенок не освоил базовые речевые навыки. Чем дальше — тем выше вероятность аномального состояния. И тем труднее будет коррекция в будущем.

  • Раннее развитие навыков говорения

Речь идет о развитии неправильных артикуляционных позиций. Дети, которые начинают говорить раньше сверстников (то есть, примерно к полутора-двум годам) не имеют достаточного опыта говорения. Зато очень любят рассказывать, общаться с родителями. Поспешность как раз и приводит к патологическому процессу.

  • Отягощенный анамнез

О нем уже было сказано ранее. Генетическая предрасположенность, неблагоприятная наследственность. Вероятность развития патологического процесса изначально выше, чем у прочих людей. Нивелировать все риски можно только в том случае, если будет предпринято достаточно мер для профилактики расстройства.

  • Изоляция

В этом случае речь идет о варианте психической травмы. Молодой пациент должен иметь достаточное количество социальных контактов. Родителями дело ограничиваться не может. Нужно общение со сверстниками. Это позволяет развить социальные навыки, обеспечить достаточный речевой опыт. Еще хуже дело обстоит, если и сами родители, взрослые родственники не хотят слушать ребенка, заняты своими делами. С одной стороны, возникает сильная стрессовая ситуация. С другой — не хватает практики говорения, чтобы отработать артикуляционные навыки, натренировать речевой аппарат.

Стадии развития заикания

Заикание у детей развивается так:

  • сначала заикание происходит без остановок и запинок, волнообразно;
  • затем появляются длинные паузы, речь становится “дерганой”, ребенку может не хватать дыхания, а в артикуляционном аппарате возникают судороги;
  • через 5-6 месяцев речь засоряется словами паразитами (“э”, “ну”, “вот”, “это”, “да” и т.д.);
  • нарушается артикуляция и моторика в целом;
  • заикание становится хроническим;
  • возникает боязнь собственной речи, постоянное ожидание неудачи при разговоре.

Что делать если у ребенка заикание?

При появлении первых признаков заикания у ребенка нужно обратиться к врачу и пройти всестороннюю диагностику. На основе полученных результатов, педиатр направит на лечение к профильному специалисту.

Читайте также:  Болит ухо у взрослого: правила лечения в домашних условиях

Если нарушение речи невротического характера, то ведущие специалисты в терапии – это детский психолог и невролог.

При неврозоподобном заикании основным врачом будет логопед-дефектолог, нередко при дополнительной помощи невролога.

Поскольку коррекция заикания носит комплексный характер, помимо занятий с врачами, значимое место в терапии патологии занимает помощь родителей.

Эффективными способами помощи родителей в преодолении заикания у ребенка являются:

  • создание комфортной и доброжелательной атмосферы дома;
  • соблюдение режима дня с обязательным 10-часовым сном;
  • размеренный темп учебы;
  • оздоровление и закаливание ребенка (витамины, гимнастика, улучшающая координацию, дыхание и работу сердечно-сосудистой системы);
  • внятная, спокойная, неторопливая речь родителей;
  • отсутствие резких жестов и повышения голоса у родителей;
  • поддержка тактильным контактом, похвалой;
  • возможность у ребенка говорить в комфортном ему темпе и др.

Также дома с ребенком выполняются речевые занятия. На данных занятиях необходимо использовать материал (книги, фильмы, игры, поделки), на основе которого проводится последующая беседа. В ходе беседы родители мягко корректируют речь, не заостряя внимание на её дефектах.

Речевые занятия строятся по принципу «постоянно, посильно и постепенно», то есть от простого высказывания до развернутого ответа. Крайне важно занятия проводить регулярно в течение 3-4 месяцев, преодолевая страх перед речью.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Патогенез и механизмы развития

Причины заболевания

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено. Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Классификация

Судорогам подвержены маленькие дети, подростки, взрослые, старики. Дети и пожилые люди страдают чаще. Связано это с незрелостью нервной системы и мозга у первых, старением систем организма, развитием множественных заболеваний у вторых.

Приступы проявляют неодинаковый характер мышечных сокращений, различаются по длительности, эпизодичности и механизму развития.

Распространенность

В зависимости от локализации (охвачена судорогой единственная мышца либо группы мышц), болезненные сокращения разделяются на:

  • Локальные (фокальные), сводит одну мышечную группу;
  • Односторонние, охвачены мышцы одной стороны тела;
  • Генерализованные, задействованы мышцы всего тела. Во рту появляется пена, наблюдается потеря сознания, происходит непроизвольное мочеиспускание, дыхание останавливается.

Мышечная судорога в ноге

Длительность сокращения

По продолжительности и характеру сокращений выделяют виды судорог:

  • Миоклонические. Тип характеризуется кратковременными мышечными сокращениями (небольшие подергивания) верхней половины тела. Безболезненные, проходят самостоятельно через небольшой период времени.
  • Клонические. Указанные сокращения, имея более продолжительный характер, представляя собой частые (ритмичные) сокращения мышц, бывают общими и локальными. Нередко способствуют появлению заикания.
  • Тонические. Проявляют длительный характер. Мышечное напряжение, охватывающее любую часть тела, порой сводит полностью тело. Способны захватывать дыхательные пути. В результате конечность либо тело занимают вынужденное положение. Часто человек теряет сознание.
  • Тонико-клонические. Смешанный тип, при котором на смену возникающим сначала тоническим судорогам приходят клонические. Если преобладает над тонической составляющей, сокращения называются клонико-тоническими.

Механизм возникновения и развития

  • Судорожная реакция. Случается в ответ на любой сильный раздражающий фактор (инфекция, перегревание, нарушенное кровообращение мозга либо обмена веществ, сильная психологическая травма). Чаще проявляется на фоне повышенного уровня судорожной готовности, зависит от возраста человека, наследственной предрасположенности и степени зрелости нервной системы.
  • Судорожный синдром. Часты повторяющиеся приступы. Возникает из-за ненормальной активности группы нейронов и наблюдается у людей неодинаковых возрастов. Главные причины – врожденные патологии, разнородные заболевания (онкологические, инфекционные), травмы головы. В зависимости от возраста определённая группа причин становится преобладающей. К примеру, наряду с онкологией и заболеваниями ЦНС (центральной нервной системы), в младенчестве и раннем детстве приступы случаются при высокой температуре (), в зрелом возрасте – из-за алкогольной интоксикации и отравления химическими веществами, в пожилом – в результате передозировки лекарственными средствами.
  • Эпилепсия. Часто возникает из-за передающейся по наследству повышенной судорожной готовности мозга. Эпилептические приступы повторяются часто либо длятся более 30 мин. Заболевание хроническое, помимо множественных видов приступов характерны изменения личности и специфичность мышления. Для различающихся возрастов типичны индивидуальные виды судорог. К примеру, для подростков – миоклонические ювенильные приступы в виде подергиваний рук и ног незадолго до пробуждения. Чаще встречаются тонико-клонические припадки, спровоцированные алкоголем, переутомлением, недостатком сна. Заболевание хроническое (при своевременной правильной терапии высок процент стойкой ремиссии), помимо видов судорог характерны изменения личности и специфичность мышления.
Читайте также:  Симптомы и лечение герпеса во рту у ребенка

Что вызывает заикание

На протяжении веков было предложено множество теорий возникновения заикания и соответствующих подходов к лечению. В Древней Греции проблему связывали с сухостью языка. В XIX веке предполагали, что заикание вызывают аномалии речевого аппарата. Поэтому лечение было основано на обширной «пластической» хирургии, приводящей к увечьям. В XX веке патогенез болезни связывали с психогенным расстройством.

Различные факторы могут влиять на развитие заикания, хотя этиология полностью неясна.

«Заикание не «живет» в изолированной области мозга – широкая нейронная сеть удобное пристанище»

У людей, которые заикаются, обнаружены структурные и функциональные аномалии в речевой и моторной системе. Дезорганизация в нейронных связях белого вещества может быть причиной для развития заикания. Микроструктурное разрушение направлено на основной речевой и моторный путь, расположенный в коре левого полушария головного мозга.

Генетика

Растущие доказательства поддерживают связь между генетикой и заиканием. В нескольких исследованиях использовались разные показатели заболеваемости между монозиготными и дизиготными близнецами, чтобы частично исключить генетический фактор из биологических источников. Исследования показали, что 70-85% случаев заикание можно отнести к аддитивным (суммарным) наследственным эффектам, а оставшиеся 15-30% связаны с уникальной средой индивидуума.

Что вызывает заикание

Темперамент

Существуют предположения, что ребенок с уязвимым и чувствительным характером и эмоциональной реактивностью может быть склонен к развитию и продолжению заикания.

Связь развития заикания с определенными характеристиками личности можно проследить до древних времен. Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, писал в своей книге «Problemata», что заикание провоцируют нервозность и формы страха.

Существует гипотеза, что гиперактивная дофаминергическая система способствует заиканию.

Нейрохимия связывает заикание с:

  • повреждениями структур мозга (базальные ганглии), участвующих в контроле движения и мотивационных аспектов поведения;
  • повышенной выработкой нейротрансмиттера дофамина, увеличение дофамина связано с расстройствами движения в виде повторяющихся и непроизвольных движений тела с вокальными звуками (моторные и вокальные тики).

Виды заикания

Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.

По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих. Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции. Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.

Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений. Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни. Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.