Нарушение речи у взрослых: причины и виды

Речь — основной элемент межличностного общения. Нарушение речевой деятельности становится причиной не только проблем с общением, но и вызывает сложности в самореализации, влияя на качество жизни.

Особенности недоразвития речи

Причиной нарушения речи могут быть различные факторы, которые действовали на ребенка в период внутриутробного развития или в первые годы жизни. При обследовании логопед обращает внимание на течение беременности, чтобы установить причины врожденной патологии.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это патология детей 4-5 лет

Особенности недоразвития речи

Это могут быть:

  • токсикозы, гестоз во время беременности;
  • любые тяжелые заболевания;
  • инфекции в первом триместре;
  • действие токсичных веществ;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт.

Высок риск столкнуться с патологией у детей, которые подвергаются психотравмирующим ситуациям, перенесли вирусные патологии в первый год жизни, растут в неблагоприятной обстановке. Но точные причины установить не всегда удается, нарушения могут быть результатом комплексного воздействия нескольких факторов.

Особенностью нарушения речевого развития является незавершенность произношения и восприятия слов и фраз на слух, что позже приводит к снижению способности читать и писать. В эту группу включены несколько типов нарушений: дислалия, ринолалия, дизартрия. Если коррекцию не проводить, недостаток речи перейдет в устойчивый, который невозможно исправить.

Неречевые звуки

Если у малыша не сформировались межполушарные проводниковые связи, отвечающие за восприятие звуков, необходимо научить его различать сначала неречевые звуки. Берем подручные предметы: ключи, погремушку, деревянный молоточек, воду, бумагу, металлические ложки, вилки, кружку, камешки, монетки, бусинки, спички, различные крупы (манку, гречку, рис), фасоль, бобы, муку.

С каждым предметом сначала знакомим по отдельности. Крупы, монеты, камушки, спички, бусинки насыпаем в коробочки, в спичечные коробки или футляры от киндеров. Учим ребенка слушать, как переливается из стакана в стакан вода, как шуршит сминаемая бумага, гремит связка ключей, погремушка, как стучит молоточек. Затем оставляем предметы для двойного действия, например, воду и ключи. Просим ребенка отвернуться, переливаем воду. Покажи, что я сейчас делала? Показал. Снова отвернулся, погремели ключами. Покажи, что звенело? Далее добавляем все больше «шумных» предметов: сминаем бумагу, переливаем воду и гремим погремушкой. Сначала берем более шумные предметы, потом схожие по звучанию.

Можно записать на диктофон звон ключей, стук ложки об стол, шум дождя, стук молоточка, бой барабана. Надо дать ребенку прослушать, как звучит, а потом предложить угадать, что звучало. В 2 года он может не понимать и не различать музыкальные инструменты. На прогулке и дома нужно обращать внимание на различные шумы: гудит пылесос, дрель за стеной, капает дождь, дует ветер, стучит отбойный молоток на стройке, едет машина, мотоцикл, трактор и т.п.

Читайте также:  Рентген пазух носа: особенности исследования

В футляры от киндеров (или в спичечные коробки) помещаем по отдельности монеты, пластмассовые бусинки, спички, стирательные резинки, стеклянные камешки, муку. Один футляр оставляем пустым. Лучше продублировать коробочки, чтобы потом ребенок смог найти такой же звук. Гремим, показываем, что внутри коробочки, подкрепляем картинкой для неговорящих детей. Затем снова гремим, малыш должен угадать, что звучало, показать на картинку. Параллельно можно закреплять понятия, что из чего сделано, и пополнять словарь прилагательными: бусы из пластмассы – пластмассовые, спички из дерева – деревянные и т.д. Когда малыш научится распознавать все «резиновые» и «стеклянные» звуки, попросите, чтоб он выбрал из продублированных коробочку со схожим звучанием.

Задачей посложнее будет научить ребенка различать совсем похожие звуки. Попросите потрясти такие же закрытые коробочки и отличить рис от гречки, фасоль от бобов, муку от манки, бобы от камешков Марлбс. Пока ребенок не научится четко различать все эти шумы, дальше идти нельзя.

Музыкальные инструменты

В 2,5-3 года ребенок уже может различать звучание музыкальных инструментов. Поиграем в «Угадай, что звенит». Знакомим со звуками дудочки, свирели, контрабаса, ксилофона, трещотки, маракасов, бубна и т.д. При работе музыкальные инструменты нужно брать вместе с ключами, водой. Также учимся слушать тишину.

Ставим ширму перед ребенком, а за ней колокольчик, звоночек, погремушку. Погремели – «покажи, что звучало». Завязываем малышу глаза, звеним колокольчиком сверху, снизу, сзади, спереди, слева, справа: «покажи, где звенел колокольчик». Помимо неречевых звуков надо работать над ритмом. Повтори за мной ритм (но только не с ребенком с нарушением сенсорного восприятия): раз-два, раз-два-три. Можно отстучать на барабане, на пианино, на ксилофоне. Также обязательно развивать тембр, высоту, силу звучания (громче, тише). Попросить ребенка поиграть в той же последовательности на инструментах, в которой играли вы.

Параллельно с музыкальными инструментами развиваем условно-двигательные реакции. Пока я дую в дудочку, ты бежишь. Пока гремлю погремушкой, кидаешь монетки в копилку. Бегаем вокруг стула, (можно с группой детей), пока стучит бубен. Когда малыш научится четко выполнять все инструкции, отличать звучание музыкальных инструментов, воспроизводить ритм, тогда переходим к следующему этапу формирования фонематического восприятия.

Читайте также:  Как восстановить слизистую носа после синусита

Виды дефектов речи

  • Алалия – недоразвитие речи из-за поражения коры головного мозга.
  • Афония или дисфония – патологическое изменение речевого аппарата, из-за которого человек неправильно произносит отдельные звуки.
  • Афазия – частичная или полная потеря возможности говорить из-за поражений нервной системы.
  • Брадилалия – замедление темпа речи.
  • Дизартрия – нарушение речи из-за поражения нервной системы.
  • Дислалия – фонетические нарушения при нормальном слухе и правильно построенной речи.
  • Заикание – нарушение ритма и темпа речи из-за мышечных судорог речевого аппарата.
  • Тахилалия – противоположность брадилалии: слишком быстрый темп разговора, который не поддается осознанному контролю.
  • Ринолалия – недостатки тембра и звукопроизношения, которые могут появляться из-за анатомических нарушений.

Диагностика и лечение

Пациентам с серьезными нарушениями речи требуется лечение у соответствующих специалистов. То, какой именно метод терапии будет применен, будет зависеть от причин, спровоцировавших имеющийся дефект.

Так, например, детям, которые страдают задержкой речевого развития, будет необходима консультация у детского психолога. Проблему пациентов с дефектами строения речевого аппарата решит хирургическое вмешательство. Незначительные недостатки речи помогут исправить занятия с логопедом.

Диагностика и лечение

Наиболее серьезными считаются речевые нарушения, вызванные неврологическими причинами. В этом случае лечение может быть более длительным, сложным и дорогостоящим.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Мелкая моторика – активные движения пальцев рук, что положительно влияют на возможность без посторонней помощи держать ложку и ручку, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Если малыш этого не умеет или слабо удерживает один из предметов, можно отметить низкое развитие моторики. Для полноценной работы головного мозга требуются постоянные подвижные игры с задействованием предметов разного размера.

Кроме того, давно доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и качество речи дошкольника. Поэтому педиатры и логопеды рекомендуют родителям чаще делать своим малышам массаж пальчиков рук и ног – это является отличным стимулятором развития речи.

Читайте также:  Вазомоторный ринит — симптомы и лечение у взрослых и детей

Какие эффективные методики и упражнения сегодня используются логопедами для постановки красивой правильной речи?

Как уже упоминалось выше, методик для постановки правильной речи сегодня существует множество. К примеру, музыкотерапия. Она подходит как взрослым, так и детям. Эта методика направлена на то, чтобы сформировать у человека правильное музыкально-ритмическое чувство, научить его рационально расходовать и контролировать дыхание и так далее. Метод представляет собой музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, пение.

Телесно-ориентированные техники включают в себя дыхательные упражнения, развивающие самоконтроль, и произвольные движения, биоэнергопластику — соединение работы артикуляционного аппарата и движений рук, растяжки, чередующие гипертонус и гипотонус мышц, упражнения на релаксацию.

Логоритмику также иногда называют нейрогимнастикой, поскольку это целый комплекс задач с использованием речи, движений, музыки и, конечно, ритма.

Как мы видим, работа с речью затрагивает большой спектр активностей, и среди них необходимо подобрать те, которые подходят именно вам.

Расположение речевых центров в головном мозге

Головной мозг человека в центральной нервной системе считается самым важным органом. В стволе головного мозга расположены ядра, которые определенным отделам посылают импульсы (двигательные, речевые и т.д.).

Зоны, отвечающие за речь человека, находятся в доминантном полушарии. У правшей речевые центры находятся в левом полушарии, а у левшей, наоборот, в правом.

В процессе воспроизведения речи непосредственное участие принимает центр Брока, расположенной в нижней части лобной доли головного мозга. Цент Брока сокращает мышцы речеобразующих органов, а также ответственен за процесс речевой артикуляции. Кроме того, эта зона отвечает за правильность высказываний, порядок слов в предложение и суть самих предложений. Если в зоне Брока произошли нарушения, высказывания больного становятся невнятными, он не может четко сформулировать свои мысли. Но при этом больной четко понимает речь окружающих.

Расположение речевых центров в головном мозге

В задней части височной извилины расположен центр Вернике, который ответственен за понимание письменной и устной речи. Зона Вернике – это слуховой центр, производящий анализ и сопоставление услышанной речи.

Также в человеческом мозгу имеются и другие центры, расположенные в различных участках. Вспомогательные центры ответственны за способность человека читать, логически мыслить, распознавать звуки.

Речевые зоны головного мозга